Боевик День Д
13 июля 2008 года

Бывший руководитель отряда спецназовцев майор Джон Мэтрикс вышел в отставку и поселился со своей дочкой Дженни в маленькой лесной хижине. Жил он там не тужил, как вдруг прилетел к нему генерал и сообщил, что кто-то убивает бывших бойцов его отряда. Не успел генерал улететь, как на хижину Джона напали нехорошие люди, похитили его дочь и сообщили, что Джон должен сесть на самолет, отправиться в одну африканскую страну и там убить президента, чтобы коммунист Ариус смог захватить власть. Помогает Ариусу бывший подчиненный Мэтрикса Беннетт, которого Джон самолично выпер из отряда.

Джон понимает, что, даже если он убьет президента, у дочки не остается ни единого шанса. Поэтому он спрыгивает с самолета и отправляется искать убежище Ариуса, в котором прячут Дженни. У Мэтрикса есть всего несколько часов на то, чтобы найти Ариуса, уничтожить всю его охрану, справиться с Беннеттом и освободить дочь.

Прошло 23 года. В далекой России бывший агент национальной безопасности Ванюша (Михаил Пореченков), он же Леха, он же Кречетов, он же Гоша, выходит в отставку, открывает маленький магазинчик стероидов и селится на речке, на речке, на том бережочке вместе со своей дочурой Дженни, которую нынче кличут просто Женя (Варвара Пореченкова). Но недолго им, как вы понимаете, в баньке париться и лещей ловить. Потому что кто-то начинает убивать людей Ванюши - Петю, Машу и морскую пехоту.

К Ване прилетает волшебник в голубом вертолете - генерал-начальник, который предупреждает, что кто-то убивает его людей - одного из ружья, другого из говновозки. И Ваня понимает, что не все скоту масленица - придут и за ним. Что характерно, он угадал. Тут же из леса выбежали всякие вооруженные люди, которыми верховодит противный жирдяй Гелда (Боб Шрайбер), схватили дочуру и поехали в город на заработки. Ваня их догнал было на своем верном снегоходе, но получил злодейский шприц со снотворным в ногу, после чего очнулся распятый в каком-то свинарнике.

А там уже сидел Березовский, он же Завулон, он же Главный Мерзавец Российского Кино - Вержбицкий, которого здесь невероятно оригинально зовут Урмас. Почему эстонское имя? Потому что он - представитель националистического движения "Тере, молодые эстонские националисты!", которое мечтает убить нынешнего президента Эстонии, чтобы заставить подлую Россию покупать эстонские шпроты. Почему они мечтают убить своего президента, а не Онищенко - непонятно, но, вероятно, парни из движения просто традиционно тормозят.

Вот Ване и предлагают шлепнуть президента, а иначе девчонке скормят просроченные шпроты. Ваня, конечно, в шоке. Он понимает, что его в Эстонию без визы не пустят. Тем не менее его сажают в самолет, а подлый подручный Главного Мерзавца по имени Стасик (Михаил Трухин) следит за тем, чтобы все было в порядке.

Ваня, разумеется, спрыгивает с самолета (с парашютом, конечно, чай, не Шварц) и с помощью подвернувшейся стюардессы Алии (Александра Урсуляк) расправляется со всеми врагами, дает прокашляться Гелде и восстанавливает мир во всем мире.

***

Когда Пореченков только затеял этот свой "День Д", киноманы, услышав о съемках фильма, недоуменно спрашивали друг друга: "Что это случилось с Мишей, не прифигел ли он?" Потому что делать чистый ремейк "Коммандо" - это звучало как минимум глупо. В России "Коммандо" - фильм культовый. Похоже, что у нас его любят значительно больше, чем в США, где у фильма на IMDB оценки более чем скромные. Но "Коммандо" времен начала видеобума - это было даже круче, чем Конан-варвар.

"Коммандо" - фильм в чем-то уникальный. Потому что если подумать - это фактически пародия: один могутный мужик прыгает без парашюта с самолета, расправляется со всякими морскими котиками, находит логово врага, вооружается, после чего единолично крошит небольшую армию в капусту всеми возможными и невозможными видами вооружения. Если бы главную роль играл не Шварц - это и смотрелось бы как пародия. Однако Шварц в роли Мэтрикса выглядел настолько мощно, внушительно и брутально, что малейшие призраки пародии быстро скрывались в голубой дали, боясь повторить печальную судьбу Салли, которого, как известно, обманули.

На любовь зрителей к этому фильму ничто не могло повлиять: ни монотонная музычка, ни дубоватые диалоги, ни нехватка статистов - как известно, одного солдатика-бородача Мэтрикс за десять минут экранного времени замочил раз восемь, не меньше. Вот бывают такие фильмы - вроде ничего особенного, но западают так, что как только что-нибудь выпьешь - тут же тянет пересмотреть.

Пореченков, судя по всему, "Коммандо" пересмотрел раз двадцать, не меньше. (Не хочу показаться снобом, но я этот фильм смотрел всего-то раз пятнадцать, не больше - мне такую фигню смотреть как-то не к лицу.) И всякий раз, глядя на подвиги невозмутимого Джона, маленький Миша шептал себе: "А я когда вырасту - у меня сто таких пулеметов будет".

Миша вырос. Государство дало ему денег. И Миша сумел исполнить детскую мечту - поиграть в Шварца на глазах у всей России. Миша, вероятно, считал, что он - новый Шварц. И его настолько любят как Леху, что простят ему даже Ваню Мэтрикса. Он явно ошибался...

Зачем для написания сценария понадобилось привлекать аж двоих братьев Пресняковых, изобразивших не так давно жертву Серебренникова, - непонятно совершенно. Вся сценарная работа заключалась в почти дословном сдирании сценария "Коммандо" и замене некоторых культовых фраз на совершенно идиотские вроде "Ты смешной парень, смешно и умрешь". Ну и плюс мусорку заменили на говновозку - видать, для рассейскага колориту.

Что интересно, данный шедевр пореченко-пресняковской мысли и снимали аж два режиссера - сам Пореченков (он там и жнец, то есть продюсер, и швец, то есть режиссер, и на аккордеоне баянец, то есть главный актер) и некая Екатерина Побединская. Поскольку они оба понятия не имели, что именно снимают - ремейк, пародию, подражание или новое прочтение бицепса Шварценеггера, кинцо так и снято - кто в лес, кто по дрова.

Пореченков, безусловно, изображает из себя супермена: бугрит откуда-то неожиданно взявшиеся рельефные мышцы (вероятно, с того же рыбного склада, откуда он набрал грузовик современного оружия), тяжело морщит ум и временами извлекает из глубин своей геройской души фразы, которые типа как должны стать культовыми. Таковыми они, разумеется, не становятся. Культовые фразы умеет произносить только Шварценеггер - это умение одними стероидами в себе не взрастить.

Стасик в исполнении Михаила Трухина - нечто вроде клоуна на выходе. Эдакий кусок "Самого лучшего фильма" в "Коммандо" - обдолбанный комик совершенно неадекватного поведения. Что Трухин, что Галыгин - один Павел Воля. От классного персонажа Салли из оригинального "Коммандо" не осталось и следа - только какой-то кислотный пресняковский юморок, от которого становится несколько неудобно за то, что смотришь этот фильм, предварительно не обдолбавшись.

В чем смысл приглашения на роль Беннетта, который тут называется Гелда, пятикратного чемпиона мира по боям без правил голландца Боба Шрайбера - тоже не понятно. Шрайбер тут строит из себя какого-то придурка и похож на перепившего пива бюргера. Свои боевые таланты он не проявляет ни разу, даже в пошлой финальной драке. Зато высовывает язык и достаточно дебильно смеется - вероятно, это какая-то режиссерская находка.

Подруга Вани в исполнении красавицы Александры Урсуляк получилась также не пойми что. Сначала картонный ужас и невероятно натужные фразы, затем в какой-то момент внезапное окрутевание, после чего перед нами - закутанная в эротичную простыню подруга Джеймса Бонда с автоматом наперевес. К Александре никаких претензий нет - это все сценарно-режиссерские "находки", но скажите на милость, куда делась та симпатичная стюардесса из "Коммандо"? Зачем вы ее убили, изверги? Мэтрикс вам этого не простит!

Ну и обязательно нужно упомянуть светлый взлет сценарной мысли - какого-то непонятного японского офицера, с которым сотрудничает Главгад. Я так понял, что этого японца вообще придумали только для того, чтобы воткнуть в фильм ворованную из первого "Индианы Джонса" сцену сражения героя с ниндзей. Те зрители, которые "Индиану" по какой-то несчастной случайности не смотрели, эпизод считают прикольным. Остальные 99% думают, что создателям фильма вообще нужно иметь хоть какую-то совесть.

В общем, наверное, так выглядел бы "Коммандо", если бы его сняли в Болливуде (индийском Голливуде). Они любят делать свои версии "Матрицы", от которых у неподготовленных зрителей сносит крышу. Однако индийцы, во-первых, все-таки делают вполне оригинальные сценарии, а не тупо воруют сюжет от начала и до конца, а во-вторых, у них там хотя бы танцуют и поют. В нашем же Ролливуде - все значительно хуже.

С какого такого кинематографического Пореченков полез на эти галеры - не понял никто. Даже ангажированные критики осторожно назвали Пореченкова м#удаком, а нам, простым зрителям, только и остается, что цитировать рефлексирующую утонченную балерину Танюшу и вопрошать: "Ты что, Ваня, ох#уел?" Видимо, да, это таки произошло. Никаких других вариантов предположить не удалось.

P. S. А вот "Коммандо" надо будет пересмотреть в шестнадцатый раз. Просто хочется видеть, как Мэтрикс выпустит пар из Беннетта.