ЖИЗНЬ МИХАИЛ ПОРЕЧЕНКОВ: "СОГЛАСЕН БЫТЬ КНЯЗЕМ"
17 ноября 2007 года

А предыдущей работой Пореченкова стала роль одного из спасителей Руси - князя Дмитрия Пожарского в картине "1612" режиссера Владимира Хотиненко, вышедшей на экран в начале ноября. В интервью "Труду" артист рассказал о том, что общего у героев прошлых веков с современными русскими парнями, а также поделился размышлениями, каким должен быть настоящий мужчина.
- Михаил Евгеньевич, два года назад, когда за вашими плечами уже были главные роли в сериалах "Агент национальной безопасности" и "Грозовые ворота", вы утверждали, что ни писатели, ни режиссеры пока еще не создали убедительный образ героя нашего времени. Может быть, ваш новоиспеченный персонаж в голубом берете десантника - тот самый долгожданный бравый молодец, на которого следует равняться?
- Очень надеюсь на это! Осталось немного подождать, где-то до начала весны, и он предстанет перед зрительским судом. Разумеется, и до этого среди моих героев были славные парни, но либо совсем уж ненатурально-образцовые, либо с серьезными изъянами. Например, моему Лехе из "Агента национальной безопасности" не доставало внешнего лоска и цельности характера. А вот Иван из "Дня Д" достаточно прост и понятен, при всем этом отнюдь не поверхностен - словом, не солдафон. Кстати, именно этим он интереснее, сложнее и человечнее героя Шварценеггера. Простые люди - это ведь не те, что неинтересны или скучны, а те, что без фиги в кармане и камня за пазухой. Простые люди живут нормальной жизнью - любят свою семью, не рвутся во власть, а растят хлеб, варят сталь. Вот политики - это уже не простые люди, а, как говорится, с задней мыслью.
- Значит, и ваш американский коллега Арнольд Шварценеггер, ставший губернатором Калифорнии, себе на уме? Или в Америке жизнь строится по другим законам?
- Конечно, по другим. На 99 процентов я уверен, что в России актер никогда не станет президентом, как это было в США при Рейгане. Да и не уверен, что это хорошо - актер на высшем государственном посту. В политике ведь тоже важен профессионализм. Правда, если допустить фантастическую мысль, что жители моего родного Петербурга попросили меня баллотироваться, скажем, в губернаторы, то я бы, пожалуй, не отказался. Что же касается разницы между моим Иваном и персонажем Шварценеггера, то она огромная. У меня не такие рельефные мускулы, как у Арнольда, и не такое серьезное выражение лица, как у нынешнего губернатора Калифорнии (улыбается).
- Распространено мнение, что культ суперменов и суперзвезд, расталкивающих локтями соперников, пришел к нам из Америки, тогда как российскому национальному сознанию поклонение силе и азарт конкурентной борьбы вовсе не свойственны. Вот Иванушка-дурачок с присущей ему смекалкой, хитринкой, верой в чудо - это по-нашему, по-русски!
- А куда же мы денем Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича? Что касается Америки, то я убежден: она всегда будет смотреть на Россию как на своего главного соперника. Еще и поэтому я заварил эту кашу с картиной "День Д", чтобы показать: русские сильнее, но не по объему мускулов, а по силе духа и самоотверженности.
- Вашей партнершей по фильму была родная дочь Варвара. Благодаря съемочной площадке вы узнали что-то новое о своем ребенке?
- Варвара открылась передо мной как очень серьезный, думающий и ищущий человек. Для нее важно знать, почему люди совершают порой очень странные поступки, почему в жизни все не так легко и просто, как в кино, почему взрослые не могут сделать своих детей счастливыми. А еще Варвара поразила меня своим терпением и выносливостью. Когда съемки затягивались и все начинали волноваться, не утомится ли 10-летняя девочка, Варвара произносила стоическую фразу: "Я привыкла ждать папу" (Михаил Пореченков находится в разводе с первой женой - мамой Вари - и оттого в повседневной жизни видит дочь не слишком часто. - А.З.).
- Другой ваш герой - Дмитрий Пожарский в картине "1612" - собрал ополчение, изгнал поляков из Москвы, но при этом не захотел обременять себя властью. Почему?
- Признаюсь, я еще не видел картины, и до конца не представляю, как выглядит мой герой на экране. Для меня Дмитрий Пожарский - далеко не былинный богатырь, а прирожденный политик, то есть в значительной степени тот самый человек себе на уме. Как известно, Пожарский был первым претендентом на царский престол в 1612 году, но бояре побоялись дать ему власть, потому что он был гораздо умнее, серьезнее, основательнее всех их, а такой царь российской элите никогда не был нужен. Вся царская свора - и при Иване Грозном, и при Годунове, и при многих других государях - состояла из серых "временщиков". У нас не любят настоящих лидеров, способных повести за собой массы. Нам подавай такого, чтобы у него была ахиллесова пята, чтобы им можно было манипулировать. А Пожарский совершил поступок, который ему не могли простить бояре: он единственный из всех отказался присягнуть Лжедмитрию, тогда как они дружно совершили эту подлость. По большому счету, Дмитрий Пожарский не получил власть, потому что не очень-то рвался к ней - она ему не сильно была нужна. Он был и так богат, родовит, уважаем, независим...
- Наверняка, работая над ролью Пожарского, пришлось штудировать исторические книги?
- Да нет, в основном хватило моих старых знаний. Тем более читай или не читай увесистые тома историков, а всей правды не узнаешь. Если честно, я вообще не верю в беспристрастность историков. В нашей стране всегда было много правд и только одна истина, которую узнать, увы, нам не суждено.
- Как сказал поэт, "каждый выбирает для себя - женщину, религию, дорогу".
- Женщину выбрал, религию тоже. Что же касается дороги, то так уверенно не отвечу. Вообще-то принадлежу к числу людей сомневающихся: куда идти, зачем и с кем.
- И это говорит человек, у которого такие замечательные друзья: Константин Хабенский, Михаил Трухин, Анна Михалкова... Кстати, возвращаясь к вашему фильму "День Д", кто-то из них принял в нем участие?
- Костя - крайне занятый артист и не смог сниматься в моем фильме, хотя согласился прочесть сценарий и сделал очень ценные замечания. А вот Миша Трухин словом и делом поддержал меня, сыграв одну из ключевых ролей в "Дне Д". Но со временем я намерен более настойчиво вовлекать друзей в свои проекты.
- Вы неоднократно играли с Анной Михалковой любовь. Наверняка злые языки судачили о ваших отношениях, ибо так правдоподобно передать страсть, как вы это сделали в фильме "Связь", оставаясь только друзьями, малореально...
- Да, глупые люди приписывали нам и роман, и связь, и даже общих детей, тогда как умные все поняли правильно. Умные - это те, кто нас хорошо знают, а глупые - сторонние и попусту любопытствующие.
- У вас с родом Михалковых еще одна завязка: вы являетесь заместителем председателя Союза кинематографистов России Никиты Михалкова. Неужели при вашей занятости еще хватает времени решать многочисленные проблемы этой организации?
- Не поверите, но большинство дней, когда не занят съемками, я по 12 часов в сутки решаю вопросы Союза кинематографистов и эту нагрузку воспринимаю столь же серьезно, как работу на съемочной площадке или в театре. Порой уже начинаю казаться себе какой-то канцелярской крысой. Впрочем, во многих делах мне помогает интуиция, которая у меня очень хорошо развита.