Противокорабельная крылатая ракета "Яхонт"
17 мая 2013 года
Американская газета New York Times со ссылкой на пожелавших остаться неназванными представителей американских властей утверждает, что Россия отправила в Сирию партию противокорабельных крылатых ракет "Яхонт".
Ниже приводится справочная информация.
Противокорабельная крылатая ракета (ПКР) "Яхонт" предназначена для борьбы с надводными кораблями противника на дальности до 300 километров в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия.
Разработчиком ПКР "Яхонт", созданной на экспорт на базе принятой на вооружение ВМФ России унифицированной сверхзвуковой противокорабельной ракеты четвертого поколения, является ОАО "Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения".
Работы по созданию оперативно-тактического противокорабельного комплекса четвертого поколения начались в конце 1970-х - начале 1980-х годов в НПО Машиностроения (город Реутов) под руководством генерального конструктора Герберта Ефремова.
Первая демонстрация новой ПКР "Яхонт" в вариантах подводного, надводного и берегового базирования состоялась на международных выставках МАКС-97 и МАКС-99.
ПКР "Яхонт" характеризуется полной автономностью боевого применения, высокой сверхзвуковой скоростью на всех участках полета, возможностью выбора различных траекторий (низковысотной и комбинированной), полной унификацией для широкого ряда морских, авиационных и наземных носителей, а также использованием технологии "стелс", обеспечивающей высокую степень незаметности для современных радиолокационных средств обнаружения.
Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным складывающимся крылом и оперением, комбинированной системой наведения (инерциальной на маршевом и активной радиолокационной на конечном участке траектории полета) и высокоэнергетической двигательной установкой (маршевый сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (СПВРД) с интегральным стартовым твердотопливным ускорителем) с носовым осесимметричным воздухозаборником и центральным конусом. Хорошая аэродинамика планера и эффективная силовая установка обеспечили высокую маневренность ПКР и ее низкую уязвимость для средств противоракетной обороны противника.
Конструктивно ракета выполнена как совмещенная с планером силовая установка, у которой все внутренние объемы, в том числе и воздушный тракт прямоточного двигателя, заполнены маршевым топливом и встроенной стартово-разгонной ступенью. Блоки системы управления, антенна бортовой радиолокационной станции (РЛС) самонаведения и боевая часть размещены в центральном конусе воздухозаборника.
ПКР "Яхонт" находится в герметичном транспортно-пусковом контейнере (ТПК), в котором будучи полностью готовой к боевому применению, она покидает завод-изготовитель, транспортируется, хранится и выдается на носитель для боевого применения. Техническое состояние ракеты контролируется через специальный разъем без извлечения ее из ТПК, в котором она размещена при почти полном отсутствии зазоров между корпусом ПКР и внутренней поверхностью контейнера.
После выхода ракеты "Яхонт" из ТПК включается твердотопливный разгонный блок, установленный в камере сгорания маршевого двигателя, и за несколько секунд работы разгоняет ракету до скорости в два маха. После окончания работы он выбрасывается набегающим потоком воздуха и начинает работать маршевый двигатель, обеспечивающий автономный полет ПКР на скорости в 2,5 маха по данным бортового источника целеуказания.
Радиолокационная головка самонаведения (РГСН) ракеты может захватить надводную цель типа "крейсер" на дальности до 75 километров. После захвата цели бортовая РЛС выключается и ракета снижается до высот 5-10 метров, что резко снижает возможности средств ПВО противника по своевременному ее обнаружению и перехвату. Повторно РГСН включается на конечном участке полета для захвата цели, ее сопровождения и наведения ракеты. Малое полетное время и большая дальность действия РГСН позволяют использовать целеуказание невысокой точности.
Одно из главных достоинств ПКР "Яхонт" - бортовая "интеллектуальная" программа, которая особенно эффективна при залповом пуске ракет. В этом случае программа самостоятельно распределяет и классифицирует по важности цели, выбирает тактику атаки и план ее проведения. При этом учитываются возможность применения противником средств радиоэлектронной борьбы и выбираются приемы уклонения от огня средств ПВО. При уничтожении главной цели остальные ракеты направляются на другие корабли и исключают возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели. Это обеспечивается наличием в бортовой вычислительной машине ракеты электронных портретов всех современных классов кораблей и других сведений, что позволяет определить тип корабельной группы (конвой, авианосец, десантная группа) и атаковать главные цели.
Технические характеристики
Длина ракеты - 8 м (корабельная), 6,1 м (авиационная)
Длина ТПК - 8,9 м (авиационная)
Дальность стрельбы максимальная - до 300 км
Высота полета - 5-15000 м
Скорость полета - до 750 м/с (2,6 М)
Траектория - комбинированная и низковысотная
Система управления - инерциальная с РГСН
Стартовая масса ракеты - 2500 кг (авиационная), 3000 кг (корабельная)
Масса в ТПК - 3900 кг
Боевая часть: тип/масса - проникающая/до 300 кг
Срок службы - до 10 лет.